Русский язык 9 класс

Тест
(знаки препинания в бессоюзном сложном предложении)

Выполните задания.
1.
Как объяснить постановку тире в предложении?
   Не небесам чужой отчизны - я песни родине слагал.
Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится  в первой части.
Однородные члены , не связанные союзами, противопоставляются.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
2.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении.
  Только у мельницы злится река: нет ей простора, неволя горька.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
В первой части бессоюзного сложного предлодения делается предупреждение о том, что во второй части последует изложение какого-то факта.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Вторая и третья части бессоюзного сложного предложения раскрывают содержание первой части.
3. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены).
Он хороший педагог.
Пароход не мог идти дальше за туманом не видно было бакенов.
Все работали на оборону женщины дети старики.
Образ царя большая художественная удача Лермонтова.
4.В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены).
В городе жизнь однообразна.
Всё было огромно и дичало конюшни избы амбары и прочие службы.
Поистине её стихи как драгоценные вина.
Вас по шее бьют вы ручку целуете.
5.В каком предложении нужно поставить на месте пропуска  тире?
Погода была ужасная ( ) ветер выл, мокрый снег падал хлопьями, фонари тускло светили.
Спина у акулы тёмно-синего цвета, а брюхо ( ) ослепительно белое.
Все эти пьесы ( ) шедевры драматургического искусства как по напряжённому действию, так и по глубине мысли.
Работа ( )  для него  радость





Упражнения по теме «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении»

Упражнение 1.
Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Проведите его синтаксический анализ, составьте схему этого предложения.
Левитан стремился писать так чтобы был ощутим воздух обнимающий своей прозрачностью каждую травинку каждый лист или стог сена.
(К. Паустовский)

Упражнение 2.
Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных. Составьте схемы 3-го и 4-го предложений.
1) Дар слова... Испокон веков его главное назначение в том что (бы) объединять людей. (Ю. Ороховацкий) 2) Надо верить в возможность счастья что (бы) быть счастливым. (Л. Толстой) 3) О человеке надо судить не (по) тому что он говорит а (по) тому что он делает. 4) Невежество (по) тому сильно что в нём нет сомнения, оно ничего (н..) знает но считает что знает всё. (Н. Евдокимов)

Упражнение 3.
Запишите крылатые выражения, расставляя недостающие знаки препинания. Вспомните, кому из героев комедии А. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат эти слова. Объясните расстановку знаков препинания. Укажите односоставные предложения, которые входят в состав сложных.
1) Пойду искать по свету где оскорблённому есть чувству уголок. 2) Уж коли зло пресечь забрать все книги бы да сжечь. 3) Свежо предание а верится с трудом. 4) Ах! Если любит кто кого зачем ума искать и ездить так далёко. 5) Чины людьми даются а люди могут обманут(?)ся. 6) Дома новы а предрассудки стары.

Упражнение 4.
Установите, какой синтаксической модели соответствуют данные предложения. Графически изобразите эту модель. Придумайте 2—3 предложения такой же синтаксической структуры.
1) Хозяин взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не спорил. 2) Сделалась такая метель, что он ничего не видел. 3) Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым. 4) К тому же быть сочинителем казалось мне так мудрено, так недосягаемо нам, непосвящённым, что мысль взяться за перо сначала испугала меня.
(А. Пушкин)

Упражнение 5.
Прочитайте текст и озаглавьте его. Что отражает придуманное вами название: тему или основную мысль текста? Запишите текст, расставляя знаки препинания. Определите, в каких придаточных предложениях, кроме значения образа действия и степени, есть ещё значение следствия? В каких предложениях сказуемое выражено словами состояния?
Мы так увлеклись рыбалкой что не заметили дождя мелкими шажками подкравшегося к нам из-за леса. Он густел расходился и вскоре на протоке сделалось тесно от пузырьков которые не успев народит(?)ся лопались и расходились кружками. Дождь был так густ что ветер не мог пробрат(?)ся сквозь него и сконфуженно залёг в лесу.
Мы заторопились и поплыли к островку где был хвойный лес окружённый со всех сторон покосами...
А дождь прибавлял прыти. Огромная чёрная туча наползла на реку и в одну минуту стало темно.
(В. Астафьев)

Комментариев нет:

Отправить комментарий