Спорьте, заблуждайтесь, но, ради бога,
размышляйте, и хотя криво, да сами.
Г.Лессинг
Анализ лирического произведения
Этапы анализа (восприятие-истолкование-оценка)
1. Опишите собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения. Какова общая атмосфера произведения? Какие ассоциации у вас рождаются? Обратите внимание на звукопись и цветопись.
2. Попробуйте истолковать смысл названия стихотворения. Какие ожидания вызывает у читателя название? Как оно связано с содержанием стихотворения?
3. Определите тему стихотворения (о чём оно?).
4. Отметьте, можно ли отнести стихотворение к известному вам жанру (послание, баллада, песня, пейзажная лирика)? Как жанровые особенности проявляются в стихотворении?
5. Охарактеризуйте состояние лирического героя или основное авторское настроение. Чем вызвано это состояние (настроение)? Каковы чувства, мечты, желания лирического героя? Какова динамика эмоций в стихотворении?
6. Рассмотрите композицию стихотворения. На какие части можно разделить текст? Как они связаны друг с другом, чем различаются? Содержится ли в стихотворении антитеза? Объясните, почему стихотворение построено именно так?
7. Медленно перечитайте каждую часть стихотворения. Какие образы вам кажутся самыми выразительными, как бы оживают перед вами, становятся зримыми, ощутимыми? Какие строки запоминаются? Что вас, может быть, удивляет? Как бы вы проиллюстрировали стихотворение?
8. Подумайте, какие художественные средства помогают поэту создать настроение, образы:
– тропы (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы, символы);
– устаревшая лексика и неологизмы;
– особенности ритма, метра, рифмовки, строфики.
Обратите внимание на порядок слов. Если он изменён, то с какой целью?
9. Сформулируйте идею стихотворения. Поразмышляйте, что дало вам знакомство с данным стихотворением.
Памятка "Как анализировать стихи"
При написании сочинения, изложения, сообщения обращайте внимание на типичные ошибки содержания. Перейдите на ссылку и посмотрите эти ошибки.
Особенности содержания отзыва
ОТЗЫВ - особое высказывание, содержащее суждение о книге, произведении, кинофильме, спектакле, сочинении, научной работе и др.
Основные задачи отзыва:
- рассказать о теме, основной мысли, содержании произведения;
- оценить произведение и объяснить свою оценку;
- убедить адресата, повлиять на его мысли и чувства.
В соответствии с этими задачами отзывы содержат информационную (где рассказывается о произведении) и оценочную (где даётся оценка произведения) части.
Композиция отзыва:
- вступление: общая характеристика рассматриваемого произведения, его темы, основных вопросов, цели и т.д. (Эта книга о дружбе, человеческой верности и чести. Автор не поучает читателя, он просто рассказывает историю отношений двух людей...), характеризуется сложность, злободневность, важность для читателя проблемы, затрагиваемой в произведении(Проблема человеческих взаимоотношений, верности в дружбе всегда будет волновать читателя или Нет человека, который бы не задумывался над вечными вопросами отношений между людьми...); формулируется сама проблема, ставится проблемный вопрос, с которым связано содержание произведения (Что такое настоящая дружба? Можно ли считать другом того, кто выступил против тебя? Какими испытаниями проверяется прочность человеческих отношений? Вот те вопросы, которые затрагивает в своей книге автор...); рассказывается краткая история создания произведения, встречи с ним автора отзыва (Эта книга попала мне в руки не случайно. Я сразу же обратил внимание на прекрасное оформление, знакомое имя автора и подзаголовок...).
- основная часть: информационная и оценочная части;
- заключение: итог, вывод, главное пожелание, призыв (Книга помогает нам ответить на эти сложные вопросы или Это новое произведение известного автора — его новое достижение..., хотелось бы, чтобы с такой книгой познакомилось как можно больше читателей...).
КАК РАБОТАТЬ НАД
ОТЗЫВОМ
1. Внимательно прочитайте текст. Перечитайте его.
2.Проанализируйте
свои чувства, вызванные чтением произведения, и кратко напишите о них.
3.
Обратите внимание на
тему произведения, её сложность и важность.
4.Выявите
главную задачу произведения, основные вопросы, которые затрагивает автор.
5.Если вам известна история создания произведения, сжато напишите о ней.
6.Если вы встречались с
подобными произведениями или произведениями того же автора, кратко отразите это
в своём отзыве.
7.Обратите внимание на
название произведения, на то, как отражена в названии тема или главная мысль
текста.
8.Проследите, как
раскрывается в содержании произведения его тема и главная мысль, насколько
последовательно и связно построено изложение.
9.Определите, как
построен текст, какие части в нём выделяются, каково содержание и соразмерность
частей.
10.Выявите, какие типы
речи присутствуют в тексте. Обратите внимание, характерны ли для произведения
увлекательность повествования, яркость и точность описания, убедительность
рассуждения.
11.Подумайте, отличается
ли произведение правильностью, точностью, богатством, логичностью, уместностью
использования средств языка. Обоснуйте своё мнение.
12.Обратите внимание на
выразительность текста. Рассмотрите характерные синтаксические конструкции, повторы,
использование синонимов, антонимов, устаревших слов, фразеологизмов. Если в
тексте есть звукопись, прокомментируйте её. Если в нём есть «говорящие» имена
и фамилии, разъясните их значение. Оцените речь героев. Найдите использованные
автором тропы (эпитеты, метафоры, гиперболы, сравнения, олицетворения и т.
п.).
13.Следите за тем, чтобы
ваш отзыв был последовательным, связным и подчинённым главной мысли.
14.Стремитесь доказать
правильность своих суждений. Для доказательства уместно используйте цитаты из
текста произведения.
15.Старайтесь смягчить резкость отрицательной оценки.
16.Завершите отзыв
подведением итогов, повторением главной мысли, выводом, пожеланием или призывом
к читателям (либо к автору).
Прочитайте стихотворение О. Берггольц и отзыв о нём
Я ИДУ ПО МЕСТАМ БОЁВ...
Я иду по
местам боёв.
Я по
улице нашей иду.
Здесь
оставлено сердце моё
в том
свирепо-великом году.
Чтоб
сгорала мгновенно ложь —
вдруг
осмелится подойти, —
чтобы
трусость бросало в дрожь,
в
леденящую, — не пройдёшь! —
если
встанет вдруг на пути.
Чтобы
лести сказать: не лги!
Чтоб хуле
сказать: не твоё!
Друг, я
слышу твои шаги
рядом,
здесь, на местах боёв.
Друг мой,
сердце моё, оглянись:
мы с
тобой идём не одни.
Да, идёт
по местам боёв
поколенье
твоё и моё,
и — ещё
неизвестные нам —
все
пройдут по тем же местам,
так же
помня, что было тут,
с той
железной молитвой пройдут...
Здесь мы
жили тогда с тобой.
Был наш
дом не домом, а дотом,
окна
комнаты угловой —
амбразурами
пулемётам.
И всё то,
что было вокруг —
огонь, и
лёд, и шаткая кровля, —
было
нашей любовью, друг,
нашей
гибелью, жизнью, кровью.
В том
году, в том бреду, в том чаду,
в том,
уже первобытном, льду,
я тебя,
моё сердце, найду,
может
быть, себе на беду.
Но такое,
в том льду, в том огне,
ты всего
мне сейчас нужней.
1964
Это
стихотворение Ольги Берггольц написано в 1964 году. К тому времени уже
отгремела война, наладилась мирная жизнь. Но жестокие раны, нанесённые войной,
долго не заживали и в облике городов, обезображенных шрамами от пуль, снарядов
и бомб, и в душе человеческой, уязвлённой горечью потерь и страданий.
Особую
боль вызывают воспоминания о блокаде Ленинграда 1941—1944 годов. Каждый
прожитый там день — подвиг. Город стоял в кромешной тьме, не было света, воды,
тепла. А самое страшное — не было продовольствия. Но были ненависть к врагу,
мужество, стойкость, желание выжить вопреки всему. И была своя муза,
олицетворявшая все эти чувства блокадного города. Эта муза — Ольга Берггольц.
За её стихами встают перед нами картины тяжких мук, перенесённых ленинградцами,
напряжение их великого и трагического подвига. Ведь всё, о чём говорится в её
стихотворениях, пережито самой поэтессой.
После войны Ольга Фёдоровна осталась верна
теме памяти, тому трагическому времени, но в её поэзии появились и новые ноты.
Ярким примером этому является стихотворение «Я иду по местам боёв...». Меня
оно тронуло тем, что в нём, как и во всех произведениях Ольги Берггольц, нет
ложной пафосности, официальности, громких и ненужных слов. Оно написано
простым языком, затрагивающим душу каждого.
В этом
стихотворении переплелись два разных явления — любовь и война. И переплелись
они так, что лжи, лицемерию, трусости, лести, подлости не осталось места в
жизни. Война проверила любовь на прочность, и лирический герой, к которому обращается
автор, незримо присутствует с ней, идёт бок о бок по местам былых сражений.
Мне
кажется, что это стихотворение также является своеобразным заветом, посланием
для будущих потомков. Ведь в последних строках поэтесса утверждает:
Да, идёт по местам боёв
Поколенье твоё и моё,
И — ещё неизвестные нам —
Все пройдут по тем же местам.
Ольга
Фёдоровна уверена, что память об этой войне останется навечно в сердцах всех
поколений, патриотизм, любовь к жизни помогут вынести всё.
Тема
войны неиссякаема, ведь она вошла в судьбу каждого человека, и в каждую жизнь
она внесла тревоги и волнения, горести и заботы. Но иногда не нужно произносить
красивых фраз и долгих речей, а лучше принести цветы к Вечному огню и немного
помолчать, почтив память павших, или хотя бы помочь перейти дорогу ветерану, таким
образом не забывая о живых (Ю. Аксентьева).
Комментариев нет:
Отправить комментарий